Programme for International Student Assessment
(PISA)
Programme for International Student Assessment (PISA) - Международное исследование по оценке математической грамотности и грамотности в области чтения и естествознания 15-летних обучающихся организаций общего среднего, технического и профессионального образования проводится 3-хлетними циклами (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015). В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из направлений исследования – чтению, математике или естествознанию. Основная задача исследования PISA - выявить, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста функциональными знаниями и умениями, необходимыми в современных условиях жизни.
Координирует программу Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Участие Казахстана в данном международном исследовании позволяет получить сравнительную оценку уровня подготовки наших учеников с уровнем подготовки учащихся других стран мира. Вместе с тем, Казахстан получает доступ к методикам, соответствующим последним мировым достижениям в сфере оценки качества образования, которые разрабатываются ведущими специалистами мира по проведению кросс-национальных исследований, оценке учебных достижений и анализу результатов исследования. «Казахстан принял ответственное решение об участии в международном проекте PISA , тем самым заявил миру об открытости образовательной политики. PISA стартовала в 2000 году, проводится один раз в три года, количество стран участников увеличивается. К примеру, если в 2000 году участвовали только 32 страны, то в проекте PISA 2015 планирует принять участие 70 стран мира. Казахстан дважды принял участие в данном исследовании, в 2009 и в 2012 году», - сказала А. Култуманова.
По ее словам, участие Казахстана в данном исследовании необходимо для получения независимой международной оценки качества школьного образования и для совершенствования национальной системы оценки качества образования. Выборка участников исследования от страны осуществляется Международным Консорциумом. В международном экзамене Казахстан представили 5808 15-летних обучающихся из 218 организаций образования (200 школ и 18 колледжей). В целом в международном проекте PISA приняло участие 510 тысяч 15-летних обучающихся со всего мира. «Прежде всего, мы получаем независимую от страны объективную оценку конкурентоспособности школьного образования. Во-вторых, мы сравниваем образовательные программы в соответствии с лучшей международной образовательной практикой. В-третьих, мы совершенствуем и улучшаем свою национальную систему оценки качества, используя уникальный инструментарий PISA», - считает она.
Следует отметить, что из стран СНГ в данном проекте принимает участие только Казахстан и Россия. «PISA замеряет не академические знания учащихся, а их умение применять полученные знания в школе в своих жизненных ситуациях», - пояснила А.Култуманова. Причина небольшого роста чтения наших детей, по ее мнению, в невысоком уровне культуры чтения в семье. Так, в анкетном опросе, казахстанские школьники ответили, что дома имеют не более 150 книг. Тогда как лидеры проекта - Китай, Сингапур, Япония, отмечают, что в личной библиотеке имеют более 250 книг. PISA проводится каждые три года с 2000 года. В каждом цикле основное внимание уделяется одному из трех направлений исследования: 2009 год - чтение, 2012 год - математика, 2015 год - естествознание.
Так, участники международного экзамена в сравнении с PISA-2009 значительно улучшили свои позиции по 6 уровням, на 3 и 4 уровень. Значительно улучшены показатели Казахстана в сопоставлении с предыдущим циклом PISA-2009 в направлении математическая и естественнонаучная функциональная грамотность обучающихся - 405-432 балла и 400-425 баллов соответственно. Отметим, топовые позиции в рейтинге применения полученных академических знаний по трем направлениям занимают азиатские страны - Китай, Сингапур, Корея и Япония. Планомерно улучшают свои позиции в данном рейтинге и постсоветские страны, в том числе Эстония и Россия. Все права защищены.
По ее словам, участие Казахстана в данном исследовании необходимо для получения независимой международной оценки качества школьного образования и для совершенствования национальной системы оценки качества образования. Выборка участников исследования от страны осуществляется Международным Консорциумом. В международном экзамене Казахстан представили 5808 15-летних обучающихся из 218 организаций образования (200 школ и 18 колледжей). В целом в международном проекте PISA приняло участие 510 тысяч 15-летних обучающихся со всего мира. «Прежде всего, мы получаем независимую от страны объективную оценку конкурентоспособности школьного образования. Во-вторых, мы сравниваем образовательные программы в соответствии с лучшей международной образовательной практикой. В-третьих, мы совершенствуем и улучшаем свою национальную систему оценки качества, используя уникальный инструментарий PISA», - считает она.
Следует отметить, что из стран СНГ в данном проекте принимает участие только Казахстан и Россия. «PISA замеряет не академические знания учащихся, а их умение применять полученные знания в школе в своих жизненных ситуациях», - пояснила А.Култуманова. Причина небольшого роста чтения наших детей, по ее мнению, в невысоком уровне культуры чтения в семье. Так, в анкетном опросе, казахстанские школьники ответили, что дома имеют не более 150 книг. Тогда как лидеры проекта - Китай, Сингапур, Япония, отмечают, что в личной библиотеке имеют более 250 книг. PISA проводится каждые три года с 2000 года. В каждом цикле основное внимание уделяется одному из трех направлений исследования: 2009 год - чтение, 2012 год - математика, 2015 год - естествознание.
Так, участники международного экзамена в сравнении с PISA-2009 значительно улучшили свои позиции по 6 уровням, на 3 и 4 уровень. Значительно улучшены показатели Казахстана в сопоставлении с предыдущим циклом PISA-2009 в направлении математическая и естественнонаучная функциональная грамотность обучающихся - 405-432 балла и 400-425 баллов соответственно. Отметим, топовые позиции в рейтинге применения полученных академических знаний по трем направлениям занимают азиатские страны - Китай, Сингапур, Корея и Япония. Планомерно улучшают свои позиции в данном рейтинге и постсоветские страны, в том числе Эстония и Россия. Все права защищены.
PISA -2009 в Казахстане
В исследовании PISA - 2009 приняли участие 5590 15-тилетних обучающихся из 200 организаций образования страны. Из них 184 общеобразовательных школ и 16 профессиональных школ и лицеев. В том числе 3194 с казахским языком обучения, 2396 с русским языком обучения. По итогам исследования казахстанские 15-тилетние обучающиеся показали следующие результаты: грамотность чтения – 59 место, математическая грамотность – 53 место, естественнонаучная грамотность – 58 место.
PISA - 2012 в Казахстане
В исследовании PISA - 2012 приняли участие 5808 15-тилетних обучающихся из 218 организаций образования страны. Из них 200 общеобразовательных школ и 18 профессиональных школ и лицеев, городских организаций образования - 103, сельских - 115. В том числе 3234 обучающихся с казахским языком обучения, 2147 с русским языком обучения. Наряду со школьниками в исследовании приняли участие 427 обучающихся из 18 организаций ТиПО. Из них с казахским языком обучения - 288, с русским языком обучения - 139 обучающихся. Казахстанские участники среди 65 стран заняли 49 позицию по математике, 52 - естественнонаучным дисциплинам и 63 – по читательской грамотности. Значительно улучшены показатели в сопоставлении с предыдущим циклом PISA-2009 по математической и естественнонаучной функциональной грамотности обучающихся.
*В статье использованы материалы с сайтов "Национального центра образовательной статистики и оценки Министерства образования Республики Казахстан" и "Казахстан 2050".
*В статье использованы материалы с сайтов "Национального центра образовательной статистики и оценки Министерства образования Республики Казахстан" и "Казахстан 2050".
Учебные пособия